Ислам в России

Практически каждый мулла, который выбирался членами прихода из своей среды, являлся учителем грамоты для детей своих прихожан даже в тех местах, где не было мактабов (элементарная школа) и медресе. Он находился в постоянном общении со своими прихожанами, выступая также в роли судьи и лекаря. Русский православный священник назначался на приход помимо участия прихожан. На рубеже XIX – ХХ веков усиливается мусульманское влияние на многие нерусские народы – чувашей, черемисов и др. Расцвету ислама и мусульманской культуры способствовало и то, что мусульманские народы России вследствие их роли торговых посредников между Центральной Россией и Средней Азией первыми из всего мусульманского мира вступили в стадию капиталистического развития.
Ислам сыграл роль мощного мобилизующего фактора в формировании национального капитала. Свою торгово-промышленную деятельность мусульманские купцы и предприниматели рассматривали как служение Богу через служение мусульманской общине – умме посредством повышения ее благосостояния. Поэтому они выделяли значительные средства на строительство мечетей и медресе, религиозную и просветительскую деятельность, благотворительность. Особенно прославились своей благотворительной деятельностью купеческие фамилии Юнусовых, Расулевых, Танеевых, Ерзиных, Агеевых, Асадуллаевых, Исхаковых и других. Так, в начале ХХ века "король нефти и керосина" Ага Шамси Асадуллаев на свои средства в Москве в Малом Татарском переулке построил многоэтажное здание мусульманского культурного центра с медресе, библиотекой, лекционными и концертными залами. Благодаря принципам мусульманской благотворительности (закят, садака), являющейся одной из пяти столпов ислама, степень солидарности между трудом и капиталом в мусульманской среде была значительно выше, чем в православной.

Страницы: 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 35