Ваххабизм

Прежде всего ваххабитское учение было направлено против официального «отуреченного» ислама, олицетворявшего господство турок-османов в исконно арабских землях. К числу своих непримиримых противников ваххабиты относили османских наместников и их султана, незаконно присвоившего себе титул халифа, а также «отступников» персов-шиитов. Конечной целью антитурецкой направленности ваххабизма являлось изгнание турок и объединение всех арабских территорий под идеей «чистого» ислама. Союз основателя движения протеста Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба с представителями рода Саудидов, которые правили недждийским княжеством Эд-Дирайя, расположенном в Центральной Аравии, обеспечило успех ваххабистскому учению. Учение Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба стало основой в борьбе за об' единение Аравии под руководством Саудидов, которые после смерти основателя ваххабизма Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба в 1791 году объединили в своих руках светскую и духовную власть.
В руках ибн Сауда и его преемников ваххабизм превратился в орудие объединения аравийских племен вокруг династии. Примерно за 60 лет Саудиды объединили Неджд, успешно боролись с турками, овладели священными городами мусульман – Меккой и Мединой, осадили Дамаск и Багдад. Ваххабиты подчинили побережья Персидского залива и Красного моря, заняли Хасу, большую часть Омана, Бахрейн, Кувейт, Хиджаз; Ирак и Сирию им завоевать не удалось, несмотря на то, что они были прекрасно организованы, как и ранее, дисциплинированны, храбры, и так же верили в свою правоту. Но в Аравии ваххабиты побеждали, так как встречали поддержку племен и передовых людей феодального класса, ибо потребность в единстве страны назрела давно, в основном из-за вопросов экономического развития. В Ираке и Сирии жители смотрели на ваххабитов как на завоевателей и вступали с ними в борьбу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10