Ваххабизм

Несмотря на то, что всеарабское единство достигнуто не было, реальным результатом пятидесятилетней борьбы ваххабитов была единая Аравия. Во главе покоренных городов и селений ваххабиты оставляли прежних правителей при том условии, что те принимали ваххабитское учение и признавали ваххабитского эмира своим духовным и светским главой.
В начале XIX века почти весь Аравийский полуостров был объединен ваххабитами в феодальное государство, которое распалось после его завоевания в 1811 – 1818 годах войсками Египта, действовавшими по приказу Турции. Однако последовавшие карательные экспедиции правительства турецких султанов не смогли справится с Саудитами, и как только из страны ушли египетские войска ваххабитская династия ибн-Сауда восстановилась. Ваххабитское государство было восстановлено в рамках Неджда и существовало до последней четверти XIX века. В конце первой четверти XIX века ваххабиты проникли в Индию, но были остановлены войсками англичан.
К началу 20-х годов XIX века на территории современной Саудовской Аравии существовали два государства – султанат Неджд с присоединенными территориями и королевство Хиджаз. В результате объединительных войн, которые велись под руководством Абд аль-Азиза ибн Сауда (1880 – 1953), государство ваххабитов расширилось до своих современных границ. В январе 1926 года Ибн-Сауд был провозглашен королем Хиджаза, Неджда и присоединенных территорий. Через полгода на мусульманском конгрессе в Мекке он был признан хранителем священных городов Мекки и Медины. В сентябре 1932 года государство было названо Саудовской Аравией, в которой ваххабизм является официальной религией. Благодаря тому, что на Аравийском полуострове были найдены значительные запасы нефти, саудовцы во второй половине ХХ века смогли построить стабильную эконономику и процветающее государство. Сегодня ваххабизм в Саудовской Аравии существует в очень смягченной форме, и ее подданные предпочитают себя называть не ваххабитами, а салафийун – последователями праведной веры предков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10